Школьная служба медиации (примирения)
Школьная служба примирения является направлением деятельности учреждения, которое объединяет обучающихся, педагогов и других участников образовательного процесса, заинтересованных в построении конструктивного взаимодействия. Посредством медиативного подхода.
Школьная служба медиации (примирения) это:
- Способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимого лица или лиц, привлекаемых сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора)
- Изменение подходов реагирования на конфликтные ситуации.
- Профилактика школьной дезадаптации.
- Школьное самоуправление подростков школы.
Целью школьной службы примирения является формирование благополучного. гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.
Задачи службы медиации (примирения):
- формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
- популяризация среди всех участников образовательного процесса альтернативных способов разрешения конфликтов;
- повышение уровня компетентности педагогов учреждения по вопросам примирения медиативного подхода в педагогической практике;
- принятие решений спорных вопросов, возникших в ходе образовательного процесса.
- интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, повышение эффективности социальной и психологической помощи, оказываемой детям.
Зачем нужна медиация (примирения) школе?
Подростки и дети «группы риска» часто вовлекаются в конфликты, становятся нарушителями или жертвами. Используя восстановительную медиацию можно помочь подросткам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (в том числе возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем.
Школьная среда мало способствует освоению подростками навыков эффективного общения и формирования конструктивных способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни.
Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия и тревоги в школе и сохранения доброжелательных отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.
Служба школьной медиации (примирения) работает со всеми участниками образовательного учреждения:
- учениками;
- учениками и родителями;
- родителями;
- учителями и родителями;
- учениками и учителями.
Правовая основа организации служб школьной медиации (примирения) в образовательных организациях:
Правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации является:
• Конституция Российской Федерации;
• Гражданский кодекс Российской Федерации;
• Семейный кодекс Российской Федерации;
• Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Конвенция о правах ребенка;
• Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2014 №1430-р «Об утверждении Концепции развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния. Но не достигших возраста, с которого наступает уголовная отвественность».
• Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».